Самообразование педагога как важное условие его личностного развития
Самообразование педагога чаще всего трактуется как познавательная деятельность, осуществляемая сознательно и добровольно, при этом контролируется, управляется и планируется самим преподавателем с целью совершенствования его личных качеств и навыков. Основой самообразования является интерес в совокупности с самообучением.
Сама специфика и социальная роль деятельности учителя вызывает потребность в самообразовании. Таковы уж тенденции и реалии нынешнего образования.
Самообразование – это обязательное условие работы любого преподавателя. Педагог должен иметь отличные знания не только по своему предмету, но и быть подкованным в других дисциплинах, научных областях, хорошо ориентироваться в политике, экономике и т.д.
Способность к самообразованию формируется как интеллектуальными, так и психологическими показателями учителя. Выработка этих способностей происходит в процессе самоанализа, анализа, изучения разных источников информации, мониторинга результатов, а также деятельности коллег.
В процессе своей педагогической карьеры учитель должен идти в ногу со временем, повышая свою квалификацию и уровень знаний, посещая различные практикумы, конкурсы, семинары, конференции, учебные курсы.
Стиль работы педагога может меняться с учетом требований постоянно меняющейся системы образования. Проявление и реализация творческих способностей происходит параллельно с получением опыта.
Что подталкивает учителя к самообразованию? Какие у него мотивы и потребности в этом? Конечно же, это большой интерес к делу, конкурентная среда, желание творчески развиваться, необходимость анализа и поиска новой информации. Немаловажным является также общественное мнение.
Однако процесс самообразования не всегда в полном объеме реализуется на практике. Основными причинами могут быть: отсутствие стимула, нехватка источников информации, банальная нехватка времени. Но что может стать толчком к самообразованию? Как в себе развить постоянную потребность к развитию?
Как говорится, творчеству не научишь, но побудить преподавателя сделать первые шаги к этому очень даже возможно. Необходимо создание условий, которые бы включили педагога в этот увлекательный процесс, а возможно и стали образом жизни.
Перечислим основные формы организации самообразования учителя:
- специальная образовательная подготовка (например, получение высшего образования);
- повышение квалификации (посещение курсов);
- самообразовательная работа в группе (работа творческих групп, методических объединений, педагогические чтения, циклы лекций и т.д.);
- индивидуальная работа по самообразованию (посещение музеев, библиотек, просмотр СМИ, проведение экспериментов, исследований).
В результате самообразования учитель повышает качество своего преподавания, разрабатывает различные формы и методы обучения, составляет методические пособия, дидактические материалы, тесты, доклады, проводит открытые уроки, мастер-классы, тренинги, конференции, семинары, повышая престижность учебного заведения.
© www.profi-teacher.ru. При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.